Новые правила оформление недвижимости

Read so far
less than 1 minute

Конец 2012 года для продавцов и покупателей рынка недвижимости был похож на предновогоднюю распродажу. Продавцы спешили как можно быстрее продать, а покупатели купить заветные квадратные метры. Вся эта суета была связана отнюдь не с новогодними праздниками, а со вступлением в силу нового закона Украины по оформлению недвижимости. Так же, ходили  слухи о якобы усложнении системы приобретения недвижимости, небывалого роста налогообложения и т.п. 

C 1 января 2013 г. вступил в силу новый Закон Украины «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их отягощений». Что же координарного поменялось в процедуре оформления сделок нежвижимости?

Итак, согласно закону, теперь для проведения сделки продавец,  вместо того, что бы начать оформление права собственности на недвижимое имущество с обращения в БТИ (для получения выписки из реестра прав собственности (знакомый всем -Вытяг), получить которую можно было лишь после проведения инвентаризации), не теряет времени на многочисленные очереди и всю процедуру оформления проводит у нотариуса. Отметая необязательную инвентаризацию при покупке недвижимости на вторичном рынке, желающие продать и купить недвижимый объект прямиком направляются к нотариусу, который оформляет заключение сделки. Для этого необходимо иметь перечень документом и обязательно оценку недвижимого имущества для налогообложения независимых оценщиков.  

Новый закон об оценки недвижимости вступит в силу с 1 августа 2013г..   Согласно закону, налог при купле-продажи недвижимости составляет 2 % от оценочной стоимости, из которых 1% оплачивает продавец-государственная пошлина, и 1% - пенсионный фонд покупатель. Нотариус проверит принадлежность продавцу квартиры на праве собственности в реестре; проведет государственную регистрацию прав продавца в новом Государственном реестре прав; удостоверит договор купли-продажи соответствующей квартиры; и на основании него проведет государственную регистрацию права собственности на квартиру покупателя.

Что касается бюро технической инвентаризации, то последние осуществлять техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества в случаях, предусмотренных законодательством. При этом проведение технической инвентаризации объекта перед осуществлением его продажи будет не обязательным и остается на усмотрение сторон договора, т.е. продавца и покупателя..
Необходимый пакет документов для проведения сделки. Согласно выдержке из Закона, размещенной на сайте Государственной регистрационной службы Украины (http://drsu.gov.ua), для проведения государственной регистрации лицу необходимо подать:

  • заявление установленного образца;
  • копию документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина Украины, справка о проживании лица, которое проживает в Украине, национальный, дипломатический или служебный паспорт иностранца или документ, который их заменяет);
  • копию регистрационного номера учетной карты налогоплате́льщика согласно Госреестру физических лиц – налогоплате́льщиков (идентификационный код) (кроме случаев, когда лицо из-за своих религиозных убеждений отказалось от такового, о чем свидетельствует соответствующая отметка в паспорте гражданина Украины);
  • документ, подтверждающий внесение оплаты за предоставление выдержки из Государственного реестра прав (квитанция);
  • документ об оплате государственной пошлины (квитанция) (кроме случаев освобождения лица от ее оплаты);
  • документ, подтверждающий возникновение, переход или прекращение права собственности на недвижимое имущество (договор купли-продажи, дарения, решение суда, свидетельство и пр.).

Подведем итог:

 Согласно новому закону процедура продажи и приобретения нежвижимости, значительно упростилась. Роль БТИ свелась к минимуму. Мелкая перепланировка квартир узаконена, теперь не нужно получать разрешения от архитекторов, чтобы убирать кладовки, увеличивать площадь туалета, объединять с ванной, совмещать комнату с кухней, а также делать многие другие улучшения жилья. Не нужно  стоять в бесконечных очередях за разрешениями, оформлять техпаспорт жилья в БТИ и давать взятки, чтобы процедура не растягивалась на год.

Весь пакет документов при продаже подготавливает нотариус, он же и регистрирует право собственности. Вся процедура занимает приблизительно 2,3 часа. Остается вопрос-как нотариусы справятся с огромным количеством информации  по учету собственников, которая десятилетиями накапливалась в архивах БТИ? Для этого создана новая информационная система хранения и защиты данных о правах на объекты недвижимого имущества.  

Как работает эта новая система покажет время, а пока к  ожидаемым застоям  в продажах недвижимости это не привело. Не все новое так плохо, как хорошо известное старое…